воскресенье, 28 июня 2015
Многообещающие отрокиМеждоусобия XVI века в нашей серии представлены обильно, но любопытно, что несколько исторических деятелей того времени показаны детьми: мол, уже в ранние годы они явили решительную готовность и показали свои честолюбивые устремления и таланты. Сегодня — трое таких мальчиков.

Мори МотонариПервый — будущий могущественный князь Мо:ри Мотонари (毛利元就, 1497-1571), пока ещё — под своим детским именем Мо:ри Сё:дзумару (毛利松寿丸
. Это ненадолго: наша гравюра как раз изображает тот день, когда пятнадцатилетний Сё:дзумару в сопровождении служанки отправляется в святилище Ицукусима, где ему предстоит пройти обряд совершеннолетия и получить взрослое имя. Пять лет назад умер отец Сё:дзумару, сейчас семью возглавляет старший брат мальчика, владетель небольшого удела в земле Аки. Кроме служанки, конечно, барича сопровождало и несколько молодых воинов и их сыновей, тех же лет или чуть старше. Один из них сказал: «Ну, вот вы и выросли, молодой господин — начинается взрослая жизнь! Желаю вам когда-нибудь стать властителем всей земли Аки!» Это было очень оптимистическое пожелание — дом Мо:ри в это время сильно теснили соседи. Но Сё:дзумару сердито ответил: «Тоже мне — пожелание! Я рассчитываю стать властителем всей Японии!» На гравюре Иноуэ Ясудзи (Танкэя), впрочем, благое пожелание высказывает служанка, а сам мальчик выглядит явно младше своих лет.

Прав оказался скорее Сё:дзумару — его ждало по-настоящему большое будущее. Через несколько лет внезапно скончался его старший брат, Мотонари стал опекуном малолетнего наследника, а когда и тот умер — сам возглавил род. (Злые языки говорили, что юноша приложил руку к смерти брата и племянника, но, скорее всего, это клевета.) В двадцать лет Мотонари впервые возглавил войско против впятеро больших сил соседа, вторгшегося в его удел, — и победил, а сосед погиб. Это была первая из двух с лишним сотен его битв. Заключая союз за союзом (и разрывая их по мере надобности), Мотонари неуклонно расширял свои владения и влияние. Кстати, одно из решающих сражений, сделавшее его на деле хозяином всей Западной Японии, произошло как раз близ святилища Ицукусима. А святилище это он очень чтил всю жизнь и построил ему в дар сцену для действ Но:. На всю страну Мо:ри свою власть распространить не удалось, но сыновьям он оставил настоящую державу, с которой потом долго боролись сперва Ода Нобунага, а потом Тоётоми Хидэёси.

Мотонари в пору могущества
Что касается поучительных историй, то с ним связана ещё одна — японский извод известной притчи про веник: старый Мотонари даёт троим своим сыновьям по стреле и показывает, что каждую из них порознь сломать легко, а вот когда все три сложены вместе — это уже куда труднее. Скорее всего, это выдумка — но столетиями её проходили во всех школах страны. Мотонари слыл хитроумным стратегом (самые свои знаменитые сражения он выиграл хитростью против сильно превосходящих сил), заметным поэтом и щедрым меценатом. Он считается одним из прототипов героя фильма Куросавы «Ран», но историческому Мотонари повезло в жизни куда больше.
Уэсуги КэнсинСледующий мальчик — моложе, на гравюре Кобаяси Киётики он обозначен как Уэсуги Кагэтора (上杉景虎
, а прославился уже под другим именем — как Уэсуги Кэнсин (上杉 謙信, 1530‒1578). Вообще с его именами много путаницы — поскольку ему доводилось не раз менять не только имя, но и родовое прозвание. В том возрасте, в каком он изображён на нашей картинке, его вообще звали Нагао Торатиё. Здесь он, ещё мальчиком, с битой для игры в мяч (вроде крокета) в руке, объясняет своему взрослому телохранителю тонкости военной тактики.

На самом же деле до четырнадцати лет Кагэтора учился при храме (и относился к своему монашеству серьёзно — например, до самой смерти не женился и не имел детей, кроме усыновлённых), но потом отец его умер, старшие братья сцепились в борьбе за наследство, младший подключился к этой сваре — и взял верх. Ну а дальше уже ничего не оставалось как бороться за первенство на более широкой арене. Главным его противником был другой знаменитый полководец, Такэда Сингэн — им не посчастливилось оказаться соседями. Существует множество поучительных историй об их кровопролитном, но безупречно рыцарственном соперничестве. Они боролись, пока на них обоих не нашёлся ещё более грозный хищник — Ода Нобунага. Старым врагам пришлось примириться (и на эту тему есть увлекательная пьеса Кабуки) , но жить им оставалось уже недолго — первым умер Такэда Сингэн, а через пять лет (успев-таки нанести серьёзное поражение Нобунаге) за ним последовал и Кэнсин.
Вот его портрет в монашеском облачении:


Токугава ИэясуСё:дзумару на наших картинках — пятнадцать, Кагэторе — двенадцать-тринадцать лет, а третьему сегодняшнему герою — всего-то десять. Это Токугава Такэтиё (徳川竹千代
, более известный нам как Токугава Иэясу (徳川 家康, 1543-1616) — первый из сёгунов этого прозвания и последний и наиболее успешный из «трёх объединителей Японии». На гравюре того же Кобаяси Киётики юный Такэтиё, сидя на плечах приставленного к нему дядьки, командует потешной битвой сверстников, которые лихо кидаются камнями на берегу реки Анэгавы.

Он наставительно разглагольствует о том, что битвы выигрываются не числом, а умением, — и все, кто это слышит, поражаются «божественному полководческому дару, которым этот отрок, не иначе, наделён с рождения». История эта взята со свитка XVII века «То:сё: дайгонгэн энги», а насколько уж она правдива — кто её знает.
Про дальнейшую деятельность уже взрослого Иэясу мы тут рассказывать не будем; а вот о двух других «объединителях Японии» речь скоро у нас зайдёт…
А пока — мой любимый портрет «Иэясу в затруднении» — это он после поражения при Микатагахара размышляет, как уцелеть и спасти остатки войска. Вопреки обыкновению — худой и измождённый.
(с) umbloo
@темы:
исторические факты